«Не убивай меня!…»

«Не убивай меня!…»

«Взгляните на годовые отчёты –

везде   сделано всё возможное,

везде приобретены успехи… 

Взгляните на дело, всмотритесь в него,

отделите сущность от бумажной оболочки…

и редко, где окажется прочная плодотворная польза.

Сверху блеск, снизу гниль.»

П.А. Валуев, Курляндский губернатор, 1855 г.

 

    Нашему поколению врачей опять «повезло». Мы были свидетелями краха советской империи. Мало того, теперь, как мне кажется, мы – свидетели краха государственного здравоохранения. Не только свидетели, но и активные, хотя и невольные, участники.

    Когда-то, в 80-е годы, мы обвиняли советский режим в крайней забюрократизирован- ности: мол, бумаг много пишем, раздутый управленческий аппарат. Теперь столько бумаг, сколько лечебные учреждения получали ОДИН РАЗ В МЕСЯЦ, мы получаем ЕЖЕДНЕВ- НО! Часть из них с пометкой «важно – срочно – неотложно» — к стольки-то часам!

    При «советах» мы сдавали отчёт ОДИН РАЗ В ГОД – годовой. Всех всё устраивало.

Ныне же количество отчётов, мониторингов, информаций превосходит границы психической нормы! «Центр тяжести» работы первичного звена переместился с лечебно-профилактического на учётно-отчётный сегмент.

    Вопрос из римского права: Кому это выгодно? Наши управленцы на всех уровнях власти как мантру повторяют формулу «доступность и качество медицинской помощи», сетуя на их недостаточность и обвиняя в этом первичное же звено. Я произвёл несложные арифметические расчёты и увидел, что ЕЖЕДНЕВНО наш региональный Минздрав выдаёт на-гора 83 письма только с исходящими номерами, и 12 с лишним приказов! ЕЖЕДНЕВНО!! Титаническая работа! Только вот вопрос напрашивается: насколько от этой суеты бумажной медицинская помощь стала доступнее и качественнее?! Все эти мониторинги, учёты-отчёты НАМ ДЛЯ РАБОТЫ повседневной НЕ НУЖНЫ! Это всё нужно не нам, а ИМ – управленцам. Ради ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ЦИФРЫ, с которой «можно идти к вице-премьеру» (из лексикона вице-губернатора по социальной политике).

    Невероятная, беспрецедентная заорганизованность; предельная, горячечная регламентация всей деятельности, «девятый вал» бумаги, поминутное запугивание «личной ответственностью» — вот ежедневный срез работы низового звена службы здравоохранения.

    Ребята, а если завтра война? Нас — работников одной из подсистем жизнеобеспечения нации! – захлестнёт такой вал распорядительной документации, который гарантированно парализует всю деятельность здравоохранения! Уже сегодня на корню убито живое дело, каким всегда было врачевание (кстати, и образование тоже; своими глазами вижу каждый день: жена – учительница).

    Сколь извечные, столь и риторические вопросы российского интеллигента:

Кто виноват? и Что делать?

    Ну, «кто виноват, кто виноват»? – Не мы, врачи, плодим приказы! Чиновники их ваяют несметными количествами! Это ж показатель ИХ работы.

    «Что делать»? — Может остановиться «на достигнутом», не топить бойцов в окопах бумажным валом?

    Помните сказку «Серебряное копытце»? – «Не убивай меня, добрый человек! Я тебе ещё пригожусь!».

28 июля 2015 г.                                                              Observer.