Юридическая защита медицинской деятельности

26.02.2015 г. врачебной палатой организован бесплатный семинар для юристов и начмедов ЛПУ области. Тема семинара: Юридическая защита медицинской деятельности. Предлагаем коллегам ознакомиться с материалами семинара.

Текст выступления к Семинару на тему «К Вам едет проверка из Службы! Что делать?»

(с ответами на заданные вопросы)

  1. Издание законов по вопросам здравоохранения является конституционной обязанностью как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения, охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

1) Требования к Контролю качества

В соответствии с ФЗ Об основах охраны здоровья граждан (323), контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из основных требований в системе охраны здоровья граждан Российской Федерации.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

  • государственный контроль (путем осуществления лицензирования, проведения проверок);
  • ведомственный контроль (Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подведомственных им органов)
    • внутренний контроль (Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций). Должен осуществляться посредством соблюдения требований к осуществлению мед.деятельности, установленных зак-вом РФ, а также созданием системы оценки деятельности мед.работников, участвующих в оказании мед.услуг.

2) Информационная открытость мед. деятельности

Требования к организациям, оказывающим платные услуги населению  установлены в Законе о защите прав потребителей, в Правилах предоставления мед.организациями платных услуг.

ЗоЗПП устанавливает право потребителя на  информацию об исполнителе услуги: фирменное наименование, место нахождения, режим работы и оказываемые услуги — предоставляется в наглядной и доступной форме на русском языке (на вывеске, которая не является рекламой; режим работы должен соответствовать установленному)
Информация об услугах: об основных потребительских свойствах услуг, правила и условия эффективного и безопасного использования услуг, правила их предоставления, срок службы или срок годности, сведения о необходимых действиях потребителя о необходимых действиях по истечении указанных сроков — в памятках, инф.листах, тех.документации, прилагаемой к услугам. Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) — нагрудный бейджик, табличка на кабинете.

— ПАМЯТКИ, ИНФ.ЛИСТЫ Информация об услугах: об основных потребительских свойствах услуг, правила и условия эффективного и безопасного использования услуг, правила их предоставления, срок службы или срок годности, сведения о необходимых действиях потребителя о необходимых действиях по истечении указанных сроков. информация о методах оказания мед.помощи, связанных с ним рисках, возможных видах мед.вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах, другие сведения, относящиеся к предмету договора.Информация о бесплатных услугах

Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) — нагрудный бейджик, табличка на кабинете. По требованию лица — папка с документами об образовании

— САЙТ Документы на стенде и в сети Интернет:

— наименование, -юр.адрес, -данные документа егрюл с указанием органа, осущетвивщего регистрацию, -сведения о лицензии на вид деятельности, -перечень и цены на услуги (руб.) для бюждетных и казенных мед учреждений тарифы устанавливаются учредителями., -сведения об условиях, порядке, форме предоставления услуг, порядке оплаты, -порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой, -сведения о мед.работниках их квалификация и проф.образование, -режим работы организации, график работы мед.работников., -адреса и телефоны органа  исп.власти субьекта в сфере охраны здоровья граждан, террит.органа Фед.службы по надзору в сфере здравоохранения и территор.органа Фед.службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
— СТЕНДЫ Информация о деятельности орг-ии должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени мед.орг-ии. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и должны быть оформлены таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией самостоятельно (сведения о льготах для отдельных категорий граждан, наличие правил предоставления мед.услуг, ЗоЗПП, книга отзывов, бланк договора, платежного документа).      Горячие линии и контролирующие органы.
По требованию потребителя должна предоставляться папка с документами: копия учредительного документа (положения об обособленном подразделении), копия св-ва о гос регистрации, копия лицензии с приложением перечня работ (услуг), составляющих мед.деятельность организации, сведения о порядке оказания мед.помощи и стандарты мед.помощи, применяемые при предоставлении платных мед.услуг, информация о конкретном мед.работнике, предоставляющем платную мед.услугу (его проф.образование и квалификация), информация о методах оказания мед.помощи, связанных с ним рисках, возможных видах мед.вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах, другие сведения, относящиеся к предмету договора.
(ПИСЬМО ОТ ИЮЛЯ 2009 Г. №14-3/10/2-5257)
ОБ  ИНФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАН О НАБОРЕ И ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ зА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
(ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ НА ИНФОРМАЦИОННОМ СТЕНДЕ)
1. Копию лицензии на осуществление медицинской деятельности и приложений к ней.

  1. Полное наименование лечебно-профилактического учреждения, юридический адрес, режим работы, телефон, адрес электронной почты, а при наличии — адрес сайта учреждения в сети интернет и логотип ЛПУ.
  2. Информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего учреждение органа.
  3. Экземпляр закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  4. Информацию о личном приеме граждан руководителем лечебно-профилактического учреждения или его заместителями, с указанием дней и часов приема, адреса, N кабинета (помещения) и контактных телефонов с указанием телефонного кода города.
  5. Информацию о вышестоящей организации, в ведении которой находится учреждение, с информацией о почтовом адресе и интернет-сайте указанного органа.
  6. Копию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на текущий год.
  7. Информацию о порядке оказания медицинской помощи лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и обеспечение необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
  8. Информацию о внеочередном приеме (оказании медицинской помощи) отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законом от 12 января 2005 года N 5-ФЗ «О ветеранах» и законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и др.
  9. Копию специального разрешения органа управления здравоохранением на оказание платных медицинских услуг населению.
  10. Заверенную руководителем ЛПУ копию прейскуранта цен на оказание платных медицинских услуг.
  11. Порядок оказания платных медицинских услуг.
  12. Информацию об адресе, телефоне и часах работы ближайшего лечебно-профилактического учреждения (вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы) и дежурной аптеке (аптеках).
  13. Информацию о местонахождении книги жалоб и предложений, которая представляет собой типовой журнал, пронумерованный и сброшюрованный, а также скрепленный печатью лечебного учреждения и заверенный подписью руководителя ЛПУ.
  14. Информацию об адресе, телефоне, электронной почте, сайте и часах работы органов, наделенных полномочиями по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения.
  15. Информацию об адресе, телефоне, электронной почте, сайте и часах работы органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в данном ЛПУ.
  16. Информацию о «горячих» линиях, интернет-сайтах и других информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (сельских поселений), по вопросам медико-социального обеспечения граждан России с указанием адресов, телефонов (с указанием телефонного кода города) и порядка их работы. (Например, справки о наличии лекарств в аптеках муниципального образования или сельского поселения, «горячая» линия Фонда социального страхования по родовым сертификатам, телефоны служб экстренной психологической помощи и т.п.).

3)Требования к оборудованию
Одним из лицензионных требований является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке. Мин-вом здравоохранения были разработаны и введены действие порядки оказания медицинской помощи по различным профилям (довольно большой перечень), где приложениями являются стандарты оснащения врачебных кабинетов, то есть установлены минимальные требования к необходимому оборудованию.

СанПин устанавливает, что мед.техника, мебель, оборудование, дез ср-ва, строит и отделочные мат-лы, а также мед.технологии должны быть разрешены к использованию на террит. РФ — св-во о гос регистрации. Сертификат. (СП требования к орг-ям, осущ.мед деятельность 2.1.3.2630-10)

  • Требования: законное владение и пользование, техническое обслуживание, наличие документации

Договор на обслуживание техники  или Наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

4) Требования к кадрам

Одним из лицензионных требований является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием). По количеству нарушений данные требования стоят на втором месте после несоответствия к требованиям по оборудованию.
Требования: Наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями (приказ 415) к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье (наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования, 3 года при наличии среднего образования). Те же самые требования предъявляются к рук-лям структурных подразделений медицинской организации.

К ИП, осуществляющим мед.деятельность предъявляются требования: Наличие у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности (наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования, 3 года при наличии среднего образования).
Приказ минздрава 66н устанавливает порядок и сроки совершенствования мед. И фарм. Работниками проф.знаний и навыков. Необходимость прохождения повышения кваификации, проф.переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.  Проф.переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида деятельности. Не реже одного раза в пять лет в течение всей их трудовой деятельности.

Повышение квалификации и проф.переподготовка организуются в соответствии с квалификационными требованиями.

Обучение по программам доп проф образования работников, имеющих среднее или высшее обр-е, не соответствующее квалификационным х-кам и квал.требованиям,но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей спец-ти более 5 лет организуется: от 5 до 10 – по программам доп проф.образования в виде проф переподготовки (свыше 500 часов), от 10 лет – по программам доп проф образования в виде повышения квалификации (100-500 часов).. По итогам при успешном прохождении итоговой аттестации выдается свидетельство или диплом и могут продолжать свою деятельность.

Лица, не завершившие освоение основных оюразовательных программ высшего обр-я могут быть допущены к осущ мед или фарм деятельности на должностях среднего персонала при наличии академ справки  и положительного рез-та сдачи экзамена по допуску к осуществлению мед или фарм деятельноси.

5) Наличие на законном основании помещений, зданий, сооружений и проч., отвечающих требдованиям СанПин (СЭЗ)

  1. Проверка. Права и обязанности

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования

Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области (далее — Служба) является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по контролю за соответствием качества медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, а также лицензирования отдельных видов медицинской и фармацевтической деятельности.
следующие полномочия:

1) осуществляет деятельность по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);

2) осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

3) осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

4) осуществляет лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

5) осуществляет определенные Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» полномочия лицензирующего органа в отношении лицензируемых видов деятельности;

6) направляет в установленном порядке для представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:

— сведения о выданных лицензиях;

— сведения о достижении целевых прогнозных показателей (в случае их установления);

— экземпляры правовых актов Калининградской области по вопросам осуществления полномочий, указанных в подпунктах 1-4 пункта 8 настоящего Положения;

— иную информацию, предусмотренную нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

7) в соответствии с действующим законодательством издает приказы ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам;

8) выполняет функции учредителя государственных учреждений, создаваемых в сфере деятельности Службы;

9) организует профессиональную подготовку государственных гражданских служащих Службы, переподготовку, повышение их квалификации и стажировку;

10) участвует в проведении мероприятий мобилизационной подготовки во взаимодействии с отделом по мобилизационной подготовке Правительства Калининградской области;

11) организует прием граждан, обеспечивает своевременное рассмотрение обращений (устных и письменных) юридических и физических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Службы, принятие по ним решений и направление ответов заявителям;

12) обеспечивает защиту государственных информационных ресурсов, сведений ограниченного доступа, находящихся в ведении Службы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

13) обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

14) в соответствии с требованиями законодательства о государственной гражданской службе образует конкурсную комиссию по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестационную комиссию для проведения аттестации государственных гражданских служащих;

15) в установленном порядке осуществляет представительство интересов Службы в судебных органах;

16) в установленном порядке заключает договоры, соглашения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности и полномочиям Службы;

18) устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

19) разрабатывает и вносит в Правительство Калининградской области проекты правовых актов в пределах своей компетенции в соответствии с административным регламентом по исполнению государственной функции по разработке проектов правовых актов;

20) осуществляет иные функции и полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Должностные лица Службы (государственные инспекторы) при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

1) посещать в целях проверки организации и их территориально обособленные объекты независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления полномочий Службы материалами;

2) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 — 10 настоящей статьи. (Ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»)
АЛГОРИТМ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ

Проведение анализа лицензионного дела:

  • перечень необходимых правоустанавливающих документов, документов, подтверждающих соответствие организации лицензионным требованиям и условиям
  • перечень работ и услуг, осуществляемых в рамках проверяемого вида работ и подлежащих лицензированию в рамках медицинской деятельности
  • выход на объект осуществления деятельности
  • представление руководителю проверяемой организации всех членов комиссии, передача копии приказа о проверке
  • представление документов, подтверждающих полномочия руководителя проверяемой организации (удостоверение)
  • итоговый акт

ФЗ № 294 устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Плановая проверка:

 Предметом плановой проверки является соблюдение в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых ежегодных планов, утвержденных рук-лем и размещенных на сайте.

Сначала составляется проект, который согласуется с прокуратурой на предмет законности включения в план тех или иных организаций.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

  1. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. (Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 20.01.2011) «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью») Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. О проведении плановой проверки уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

 

Внеплановая проверка
Внеплановая проверка

Предметом внеплановой проверки является соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов  контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований

2) поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения 2) поступление в органы контроля (надзора),обращений и заявлений граждан, , информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Документарная проверка
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах орг-ии устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований.

Организация документарной проверки проводится по месту нахождения органа  контроля (надзора).

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы , имеющиеся в распоряжении органа  контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение  огранизацией обязательных требований, орган контроля направляет в адрес организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, о проведении проверки В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса орг-ии обязаны направить в орган  контроля указанные в запросе документы (заверенные печатью и подписью копии, не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов).
При проведении документарной проверки орган  контроля не вправе требовать у орг-ии сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Выездная проверка

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах орг-ии сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые орг-ей и принимаемые ей меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений в имеющихся в распоряжении органа  контроля (надзора)

2) оценить соответствие деятельности орг-ии обязательным требованиям.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица, с распоряжением или приказом руководителя о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Руководитель или уполномоченный представитель орг-ии обязаны предоставить должностным лицам органа  контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые орг-ей при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым орг-ей оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Срок проведения проверки

Срок проведения каждой выездной и документарной проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства — ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства (№209 от 2007 года), в отношении которых утановлены сокращенные сроки проведения проверок.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц , срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения выездной и документарной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  1. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;

11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Вред,  подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:

1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.
Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.