МЕДИАЦИЯ

Уважаемые коллеги!

 

Часто мы упускаем возможность своевременного решения проблемы и разрешения конфликтной ситуации, и, тем самым, вынуждаем пациента или его родных обращаться в судебные инстанции.   Причиной этого, как правило, является недостаточная информированность  сторон конфликта о возможностях досудебного урегулирования.  Предлагаем вам ознакомиться с принципами и возможностями медиации.

 

 

Городской центр внесудебного урегулирования споров и конфликтов
(Центр медиации и правовой защиты)

Что такое медиация?

 

Медиация – это примирительная процедура, способ внесудебного урегулирования споров при содействии третьей, нейтральной и беспристрастной, не заинтересованной в конфликте стороны – медиатора (посредника), который помогает выработать взаимоприемлемое решение по урегулированию спора.

Что делает медиатор?

 

Медиатор – специалист по ведению переговоров и разрешению конфликтов. Помогает избежать непонимания и выстроить диалог, способствующий сохранению доверительных отношений и партнерских связей. Медиатор независим, беспристрастен, нейтрален и является гарантом конфиденциальности процедуры медиации.

Конфликт, если он уже есть, сам по себе “не рассеется”, его надо решать как задачу! Нерешенный конфликт или его замалчивание ведет к депрессии, плохому настроению, снижению жизненного тонуса, отказу от общения, понижению работоспособности. Любой конфликт наносит вред не только прямым участникам конфликта, но и другим людям, которые, помимо их воли, втягиваются в эти отношения: родственники, члены коллектива, соседи и т.п.
Медиатор должен убедиться в возможности проведения процедуры медиации, т.е. определить медиабельность спора, поскольку если конфликт пребывает на стадии эскалации и стороны разговаривают друг с другом на языке ультиматумов, то медиатор уже не сможет помочь. Поскольку один из основных принципов медиации — добровольность, то стороны должны сами иметь желание эффективно сотрудничать для разрешения конфликта и обоюдно искать взаимоприемлемые решения.
Принцип нейтральности медиатора позволяет учесть интересы всех участвующих сторон, а так как каждая сторона доказывает свою правоту и не слышит другую, то медиатор, выполняя функции “переводчика с русского на русский”, дает возможность сторонам услышать и понять друг друга.

Принципы медиации

 

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Медиация — добровольный процесс выработки соглашения, в котором нет победителей и побежденных. Каждая сторона, включая медиатора, в любой момент может отказаться от продолжения процедуры медиации, если сочтет ее неэффективной. Стороны имеют возможность самостоятельного выбора решения, ничто в процессе переговоров не происходит против воли сторон. Стороны сохраняют контроль над ситуацией, которого в суде нет.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе примирительной процедуры, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Если же впоследствии изменятся внешние обстоятельства, стороны снова прибегают к примирительной процедуре и адаптируют к ним свое соглашение.

Главным принципом проведения переговоров с участием медиатора является конфиденциальность. Вся информация, полученная в ходе переговоров остается закрытой. При рассмотрении спора в арбитражном суде или суде общей юрисдикции медиатор, который содействовал сторонам в урегулировании спора, не может быть допрошен в качестве свидетеля (п. 1 части 3 ст. 69 ГПК РФ и часть 5.1 ст. 56 АПК РФ). Это прямо закреплено в статье 5 Закона о медиации. Поэтому ему можно доверить самые конфиденциальные сведения о финансово-хозяйственной деятельности, если они могут помочь разрешить конфликт. Однако при наличии согласия обеих сторон медиатор вправе нарушить свою профессиональную тайну.
Закон также запрещает истребовать от медиатора и от организации, обеспечивающей проведение медиации, информацию, которой они располагают в связи с проведенным и процедурами. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральными законами или договоренностью между сторонами.

Соблюдать режим конфиденциальности информации, связанной с медиацией, обязан не только сам посредник, но и стороны. Так, стороны и иные присутствовавшие при процедуре медиации не вправе в любом судебном разбирательстве ссылаться:

  • на предложения одной из сторон применить медиацию и готовность стороны к участию в ней;
  • на мнения или предложения, высказанные одной из сторон по поводу возможности урегулировать спор;
  • на признания, сделанные одной из сторон;
  • на готовность одной из сторон принять предложение об урегулировании спора.

Вышеперечисленные сведения не будут иметь для суда юридической силы, и решение по спору должно быть вынесено без их учета. Но в Законе о медиации есть оговорка: если нет договоренности сторон об обратном. В этом случае суд прислушается к ссылкам на медиацию.

Медиатор не судья, он не решает, кто прав, кто виноват. Медиатор приводит стороны к взаимоприемлемому и взаимовыгодному для обеих сторон решению будучи безусловно нейтральным. В отличие от судебного процесса, в медиации от сторон не требуется специальных юридических или иных знаний. Процедура не требует сбора и подготовки документов и ведется на обычном и понятном языке.

Преимущества медиации

 

Самостоятельность сторон в выработке и принятии взаимоприемлемого решения.

В суде стороны не могут контролировать процесс и влиять на принятие решения, они имеют право представлять доказательства и защищать свою позицию, основываясь на нормах законодательства. В любом случае, одна из сторон окажется проигравшей. В процедуре переговоров с участием медиатора не выясняется вопрос «кто прав, кто виноват», а решается проблема конфликта интересов. В результате стороны при содействии медиатора приходят к взаимовыгодному соглашению.

Менее формальная процедура, чем судебная, которая регламентирована процессуальным правом.

Медиация дает возможность сторонам самим установить правила проведения переговоров, этот процесс жестко контролируется посредником-медиатором. Что немаловажно, стороны могут прийти к соглашению по разным вопросам, которые никак не регулируются нормами права.

Отсутствие судебной процессуальной формы и судебной атрибутики, равное внимание со стороны медиатора, вызывает доверие и психологический комфорт, располагающие к сотрудничеству.

Сохранение добрых отношений и связей между спорящими сторонами.

Суд разрешает спор, а не конфликт. В судебном деле при вынесении решениявсегда есть выигравшая и проигравшая стороны, поэтому конфликт между сторонами лишь усугубляется, рвутся семейные и партнерские связи.

Как правило, наиболее болезненные конфликты происходят в семье, в рабочем коллективе, между родственниками, соседями, т.е. достаточно близкими людьми, с которыми сложились прочные отношения и связи, поэтому взаимные обиды и скрытые проблемы, ведут к непониманию и искаженной интерпретации событий и фактов. За пределами видения остается суть конфликта. Медиатор может помочь расслышать друг друга и рассмотреть ситуацию со стороны. Медиатор открывает перед сторонами возможность увидеть различные варианты выхода из сложившейся ситуации без “потери лица” в поиске взаимовыгодного решения.

Медиативное разрешение спора и конфликта позволяет сохранить партнеров по бизнесу, добрососедские отношения, не порвать межличностные связи между людьми.

Медиатор не руководствуется формулой “худой мир лучше доброй ссоры”, его задача привести стороны к такому результату, который оптимально удовлетворит интересы сторон. Ведь если конфликт не разрешен, стороны не могут нормально сосуществовать и взаимодействовать друг с другом.

Существенная экономия времени и денег.

Известно, судебные дела длятся долго и очень долго, иногда годами, что выматывает материально и морально, отвлекая время и ресурсы на адвокатов и экспертов и т.п.

В процедуре медиации стороны сами могут выбрать удобное для них время проведения переговоров и их продолжительность. Принцип добровольности участия позволяет выйти из этой процедуры в любое время, если сторона захочет прекратить свое участие в медиации. Сама процедура медиации может занимать от нескольких часов до нескольких дней, что также зависит от желания сторон и их решимости договориться.

Выравнивание баланса сил.

Порой, одна из сторон не имеет возможность пригласить для оказания юридической помощи высококвалифицированного юриста, который бы защитил ее позицию и интересы. Медиатор, руководствуясь принципом равенства участников и своей нейтральностью к спорящим сторонам, выравнивает дисбаланс сил и дает одинаковые возможности сторонам высказывать свои предложения и формулировать решение.

Конфиденциальность.

Судебный процесс является открытым и любой желающий может прийти в суд и присутствовать на всех судебных заседаниях по вашему делу. Об этом можно написать в прессе. Информация о вашем деле размещена на официальном сайте суда и любой желающий может узнать о сущности спора и сторонах.

Но часто необходимо сохранить деловую репутацию и доброе имя, особенно в коммерческих спорах и иных спорах. Закон обязывает медиатора хранить в тайне сведения, ставшие ему известными при проведении процедуры, не разглашать сведения о сторонах и сущности спора, кроме сведений о совершенном или готовящемся преступлении. Все записи, которые вел медиатор в ходе переговоров, после процедуры уничтожаются.

Закон «О медиации» налагает на медиатора весьма жесткие обязательства в плане сохранения тайны полученной информации. Он не только не вправе разглашать полученную от сторон информацию третьим лицам, но также не может раскрыть одной из сторон любую информацию, полученную индивидуально от другой стороны без ее согласия.

Одновременно, в законодательство специально были внесены нормы, которые предоставляют медиатору и самой процедуре медиации гарантии конфиденциальности. Процессуальные Кодексы были дополнены нормами, запрещающими допрашивать медиатора в суде об обстоятельствах, ставших известными в процессе медиации. А сами стороны могут еще более усилить эти гарантии, установив в соглашении с медиатором его ответственность за разглашение такой информации.

В этом смысле процедура медиации кардинально отличается от судебной процедуры. Конфиденциальность общения с медиатором, его нейтральность по отношению к сторонам и полная закрытость от посторонних способствуют откровенному обсуждению проблем и интересов сторон, и позволяет добиться взаимного доверия сторон друг к другу и к медиатору.

Ориентация на интересы сторон.

Примирительная процедура позволяет удовлетворить истинные интересы сторон и их потребности, которые бывают очень далеки от первоначальных позиций.

Области применения медиации

Области и сферы применения медиации достаточны широки:

  • по  оказанию медицинских услуг
  • споры в сфере защиты прав потребителей;
  • семейные споры (о воспитании детей, разделе имущества, между родителями и детьми);
  • коммерческие споры (споры между контрагентами по договорам, преддоговорные споры);
  • внутрикорпоративные конфликты (между акционерами, участниками обществ);
  • раздел наследства;
  • нарушение условий договоров;
  • споры о праве собственности;
  • жилищные и земельные споры;
  • защита прав потребителей, страховые и банковские споры;
  • возврат долгов;
  • возмещение вреда, в т.ч. морального;
  • защита и использование авторских и иных интеллектуальных прав;
  • споры между соседями, бытовые конфликты
  • жилищно-коммунальные конфликты (между ТСЖ, управляющими компаниями и жильцами, соседями);

СПИСОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИАТОРОВ

Фамилия, имя , отчество Профессиональные навыки Контакты
 

 

 

1.

 

 

 

Мария Константиновна

Лисицына

 

 

Профессиональный медиатор, юрист, экономист,  менеджер здравоохранения. Специалист в области урегулирования конфликтных ситуаций в сфере здравоохранения. Прошла  обучение в школе переговорщиков.   Опыт работы в области здравоохранения  более 18 лет.

 

 

 

Телефон:  +79003529490

e-mail:

mk-advokard@mail.ru

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Лариса Вячеславовна Зимина

Кандидат педагогических наук, психолог, медиатор, профессиональный тренер и консультант, системный семейный терапевт, травмотерапевт, системный расстановщик. Специалист в области  психологии, конфликтологии и организационного развития, управления и обучения, а также групповой и индивидуальной психотерапии. Член коллегии посредников-медиаторов при Калининградской ТПП, член Российской психолого-психотеравпетической Лиги.

 

 

 

Телефон: + 79114760022,

email: zimina.larisa@mail.ru

 

 

3.

 

 

Елена Фаризовна Закирова

 

 

Профессиональный медиатор, специалист в области  антикризисного управления, бизнес- планирования,  активных продаж, управления продажами, имеет большой опыт в ведение переговоров. Опыт работы в области бизнес продвижения более 25 лет.

 

 

Телефон: +79097803555,

e-mail:  elena.zakirova072@gmail.com