ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ (период с 3 по  9 июня 2024 года)   

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО/ГД/СФ

Правительство модернизировало систему распределения объемов медпомощи между федклиниками

Правительство РФ приняло дополнительные меры для сохранения финансовой устойчивости работы федеральных клиник, получающих средства базовой программы ОМС на оказание медпомощи. Теперь стало возможным оперативно перераспределять уже выделенные медцентрам объемы между профилями и видами лечения. Новая система, как заявили в Минздраве РФ, позволит в короткие сроки направлять неосвоенные средств на дефицитные направления.

Изменения затронули постановление правительства №41 с Правилами распределения и перераспределения объемов ОМС среди федеральных центров и НМИЦ.

Клиникам в первую очередь предоставили возможность направлять в Минздрав РФ не только заявки на увеличение плановых объемов, но и на перераспределение средств и случаев между профилями и видами медпомощи. Ранее медцентрам приходилось выбирать между двумя видами этих заявок и ожидать по каждому из них отдельное решение, что, как утверждает Минздрав, приводило к формированию сверхобъемов.

Документом также вводится более гибкая система по изменению в течение года отдельно объемов и отдельно финансирования федклиник: это, по задумке регуляторов, поможет «сбалансировать» расход бюджета ФФОМС.

По текущей версии Правил, увеличение финансирования возможно, если клиника «перебрала» определенный процент и случаев лечения, и их стоимости. Теперь уточняется, что если клиника «недобрала» до плана случаи лечения, но превысила финансовый лимит, для уменьшения средней стоимости тарифа ей могут добавить только количество случаев. И наоборот, когда медцентр оказал много дешевых случаев, для создания стабильного тарифа Минздрав добавит ему бюджет.

Вместе с послаблением правительство ввело дополнительный контроль: по каждому случаю выделения допсредств и корректировке объемов Минздрав РФ будет проводить собственный анализ соблюдения клиникой всех обязательных критериев программы госгарантий и маршрутизации пациентов.

В отличие от проекта изменений, в утвержденный документ добавили ряд новелл. Например, согласно новой версии Правил, в общих случаях все распределения объемов должны вписываться в «предельно допустимые» значения (они рассчитываются по вновь утвержденной формуле), но, по решению вице-премьера РФ, отвечающего за работу Минздрава, этот лимит можно обойти.

Работа федеральных медцентров находится на особом контроле Минздрава и Правительства РФ с 2021 года, когда финансирование по ОМС данных учреждений было централизировано. Кроме ежегодного увеличения финансирования по базовой программе ОМС и введения гибких инструментов для выделения допсредств в течение года, ведомственным клинкам увеличивают объемы ВМП вне базовой программы ОМС и отдельно по списку «уникальных» методик ВМП-III.

https://vademec.ru/news/2024/06/04/pravitelstvo-modernizirovalo-sistemu-raspredeleniya-obemov-medpomoshchi-mezhdu-fedklinikami/

Соцфонд расширит список оснований для проверок начисления медорганизациями специальных выплат

Медорганизациям, сотрудники которых получают специальные социальные выплаты по постановлению № 343, придется подтверждать численность обслуживаемого клиникой населения. С марта 2024 года эта мера поддержки сильнее привязана к территории.

Фонд пенсионного и социального страхования России (Соцфонд) намерен расширить список оснований для камеральной проверки медицинской организации, в которой есть получатели специальных социальных выплат (ССВ). Проект приказа опубликован на портале regulation.gov.ru.

Как следует из пояснительной записки к документу, мотивом для подготовки поправок в приказ Соцфонда № 1216 от 27.06.2023 стало Постановление Правительства РФ № 343 от 20.03.2024, устанавливающее ‎с 1 марта 2024 года максимальный размер ССВ получающим их медработникам в зависимости от численности населения в населенных пунктах, в которых располагаются медорганизации (их структурные подразделения). Контролируют правильность начисления этих выплат территориальные органы Соцфонда путем камеральных проверок. В предыдущем приказе ведомство при проведении таких мероприятий отталкивалось от Постановления Правительства РФ ‎№ 2568 от 31.12.2022, на основании которого медработники первичного звена государственных и муниципальных медучреждений получали ССВ с января 2023 года. Основаниями для камеральной проверки медорганизации, в которой есть получатели выплаты, были:

неоднократное (более двух раз) представление уточняющего (корректирующего) реестра в течение отчетного месяца; наличие нескольких реестров по работнику (работникам), в том числе из другой медорганизации, за один календарный месяц;

несоответствие категории, должности (профессии) работника;

несоответствие указанного в реестре соотношения суммарного отработанного времени за дни работы в календарном месяце и числа рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца с фактическим соотношением указанных величин;

поступившие обращения работников медорганизаций, указывающие на недостоверность и неполноту представленных сведений;

поступление жалобы работника медорганизации в связи с неполучением (несвоевременным получением, получением в неполном размере) выплаты;

поручения руководства фонда, обращения органов, уполномоченных на осуществление государственного (муниципального) надзора (контроля), правоохранительных органов и т.д.

Теперь в перечень оснований предложено включить еще один пункт – «несоответствие указанного в реестре размера выплаты размеру выплаты, установленному медицинскому работнику в зависимости от численности населения в населенном пункте, в котором расположена медицинская организация (структурное подразделение медицинской организации)».

Кроме того, планируется дополнить список документов, которые могут затребовать проверяющие. В ходе проверки руководству медорганизации придется документально подтвердить фактическую работу медработника в клинике (ее структурном подразделении) по адресу в пределах ее местонахождения, а также численность обслуживаемого населения.

В конце мая стало известно, что Роструд, Минздрав и Соцфонд в 2024 году проверят, не снизились ли зарплаты медработников, которые получают единую социальную выплату. Сейчас определяются критерии для таких проверок, сообщал «МВ».

https://medvestnik.ru/content/news/Socfond-rasshirit-spisok-osnovanii-dlya-proverok-nachisleniya-medorganizaciyami-specialnyh-vyplat.html

Правительство внесло в Госдуму отчет об исполнении бюджета ФОМС за 2023 год

Правительство и Фонд ОМС отчитались о расходах на обязательное медицинское страхование граждан. В законопроекте утверждается, что обеспечена сбалансированность базовой программы ОМС на территориях всех регионов.

Бюджет Федерального фонда ОМС (ФОМС) за 2023 год исполнен с профицитом в размере 104 млрд 772,7 млн руб. Проект закона внесен правительством в Госдуму.

Как следует из документа, кассовое исполнение бюджета ФОМС составило в 2023 году 3,185 трлн руб. по расходам и 3,29 трлн руб. по доходам. Доходы увеличились по сравнению с 2022 годом на 371 млн руб., или на 12,7%, расходы выросли на 388,8 млн руб., или на 13,9%. Федеральный бюджет направил в фонд 428,9 млн руб. — это более 13% от всех доходов.

«Несмотря на сложную экономическую ситуацию и возросшее санкционное давление, фактические доходы бюджета фонда получены с превышением прогнозируемого объема, что обеспечило выполнение всех принятых на 2023 год социальных обязательств», — отмечается в пояснительной записке. Предоставленные в 2023 году субвенции территориальным фондам ОМС в размере свыше 2,7 млрд руб. (на 285 млн руб. или на 11,6% больше по сравнению с 2022 годом) обеспечили сбалансированность базовой программы ОМС на территориях всех регионов, утверждается в документе.

Так, средства ОМС позволили охватить профилактическими мероприятиями 82,8 млн человек (на 23 млн больше, чем в 2022-м). Объемы медицинской помощи по диспансерному наблюдению за гражданами с хроническими заболеваниями и проведению медицинской реабилитации в дневных стационарах выросли на 27%. В рамках территориальных программ ОМС за счет субвенции было оплачено 718,7 тыс. законченных случаев высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) — на 28,8 тыс. случаев больше, чем в 2022 году.

Между федеральными медицинскими организациями в 2023 году было распределено свыше 2,2 млн случаев медпомощи на сумму 187,7 млн руб., в том числе проведено 1233 госпитализации для оказания ВМП с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов на 3,2 млрд руб. Это превышает плановые показатели 2022 года на 5,85% по объемам медицинской помощи (2 млн случаев) и на 19,1% по финансовому обеспечению (157,7 млрд руб.).

Зарплата врачей в медорганизациях, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, с учетом доли средств ОМС в общем размере оплаты труда, составила, согласно отчету ФОМС, 114,3 тыс. руб. или 209,4% от среднемесячного трудового дохода в экономике, среднего медицинского персонала — 54,5 тыс. руб. (99,7%), младшего медперсонала — 46,7 тыс. руб.

https://medvestnik.ru/content/news/Pravitelstvo-vneslo-v-Gosdumu-otchet-ob-ispolnenii-budjeta-FOMS-za-2023-god.html

МИНЗДРАВ/ФОМС

Минздрав доработает еще почти 400 клинических рекомендаций до конца года

До конца года эксперты доработают еще 395 клинических рекомендаций. С учетом уже действующих они будут перекрывать основные виды медицинской помощи по ОМС.

Сейчас в России работают 440 клинических рекомендации (КР), еще 395 будут доработаны по поручению Минздрава до конца года. Одновременно дорабатываются связанные с ними стандарты, рассказал 5 июня генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава Виталий Омельяновский на сессии Петербургского международного экономического форума.

«Ставится цель, чтобы основное число случаев медицинской помощи по ОМС были покрыты клиническими рекомендациями», — уточнил он.

Омельяновский напомнил, что с 2025 года все виды медпомощи будут оказываться по клиническим рекомендациям. При этом, как считает эксперт, у врача должна быть возможность проводить лечение, отступая от КР при наличии аргументированного обоснования.

В любом случае повышение эффективности проводимого лечения лежит в плоскости мониторинга назначений и их соответствия проводимой терапии, как в системе ОМС, так и в рамках бюджетных закупок, подчеркнул эксперт. «Попадание в клинические рекомендации и Перечень ЖНВЛП препарата определяет возможность его использования для больного», — уточнил Омельяновский.

В декабре прошлого года Госдума на год отложила переход на обязательные клинические рекомендации на всех уровнях медицинской помощи. С учетом отсрочки новая дата официального перехода на работу медорганизаций в строгом соответствии с национальными гайдлайнами — 1 января 2025 года. О моратории просили депутаты и Национальная медицинская палата, которые настаивали на том, что КР должны учитывать возможности медорганизаций.

В конце 2023 года депутаты высказывали сомнения в готовности системы здравоохранения к переходу на обязательное исполнение КР. В Нацмедпалате заявляли, что если клинические рекомендации, а не протоколы лечения, будут обязательны для исполнения, то фактически «любой врач, который выполняет какие-то действия по отношению к пациенту, может быть подвергнут судебному преследованию».

https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-dorabotaet-eshe-pochti-400-klinicheskih-rekomendacii-do-konca-goda.html

 

Минздрав предписал регионам готовить специалистов к работе в соответствии с КР

Минздрав направил в регионы письмо о необходимости готовить медицинских работников к переходу на работу в соответствии с клиническими рекомендациями. Соответствующие тематические интерактивно-образовательные модули будут размещены на портале непрерывного образования.

Минздрав России уведомил региональные министерства здравоохранения и главных внештатных специалистов о необходимости подготовки медицинских работников к переходу на работу в соответствии с обязательным исполнением клинических рекомендаций (КР) на всех уровнях медицинской помощи. Соответствующие тематические интерактивно-образовательные модули будут размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО), подавляющее большинство специалистов должны будут ознакомиться с ними в срок до 1 января 2025 года, следует из протокола совещания под председательством замминистра здравоохранения Татьяны Семеновой от 15 мая (копия есть в распоряжении «МВ»).

Руководители исполнительных органов власти субъектов в сфере охраны здоровья должны были определить число специалистов, которым предстоит освоить образовательные материалы, разработать, утвердить и представить в Минздрав графики освоения тематических модулей до 29 мая текущего года. Контролировать этот процесс, согласно письму Минздрава, должны работодатели.

Минздрав России уведомил региональные министерства здравоохранения и главных внештатных специалистов о необходимости подготовки медицинских работников к переходу на работу в соответствии с обязательным исполнением клинических рекомендаций (КР) на всех уровнях медицинской помощи. Соответствующие тематические интерактивно-образовательные модули будут размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО), подавляющее большинство специалистов должны будут ознакомиться с ними в срок до 1 января 2025 года, следует из протокола совещания под председательством замминистра здравоохранения Татьяны Семеновой от 15 мая (копия есть в распоряжении «МВ»).

Руководители исполнительных органов власти субъектов в сфере охраны здоровья должны были определить число специалистов, которым предстоит освоить образовательные материалы, разработать, утвердить и представить в Минздрав графики освоения тематических модулей до 29 мая текущего года. Контролировать этот процесс, согласно письму Минздрава, должны работодатели.

В официальном рубрикаторе Минздрава находится 441 клиническая рекомендация. Как сообщала Семенова, по каждой из них на портале НМФО разработан интерактивный образовательный модуль, и работодатели могут оценивать качество и динамику их освоения сотрудниками.

Генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава Виталий Омельяновский на сессии Петербургского международного экономического форума 5 июня сообщил, что до конца года планируется доработать еще 395 КР. Одновременно дорабатываются связанные с ними стандарты, уточнил он.

В декабре прошлого года Госдума на год отложила переход на обязательные клинические рекомендации на всех уровнях медицинской помощи. С учетом отсрочки новая дата официального перехода на работу медорганизаций в строгом соответствии с национальными гайдлайнами — 1 января 2025 года. О моратории просили депутаты и Национальная медицинская палата, которые настаивали на том, что КР должны учитывать возможности медорганизаций.

В конце 2023 года депутаты высказывали сомнения в готовности системы здравоохранения к переходу на обязательное исполнение КР. В Нацмедпалате заявляли, что если клинические рекомендации, а не протоколы лечения, будут обязательны для исполнения, то фактически «любой врач, который выполняет какие-то действия по отношению к пациенту, может быть подвергнут судебному преследованию».

https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-predpisal-regionam-gotovit-specialistov-k-rabote-v-sootvetstvii-s-KR.html

Минздрав готовит новые изменения в правила целевого набора

Министр здравоохранения Михаил Мурашко анонсировал новые изменения в правила целевого набора в медвузы. Они находятся на стадии обсуждения.

Минздрав России рассматривает ряд вариантов по изменению правил целевого набора в медицинские вузы. Они находятся на стадии обсуждения, сообщил РИА «Новости» министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Он напомнил, что в этом году уже внесены изменения по процедуре подачи заявки и получения направления на целевое обучение, чтобы повысить ответственность выпускников, которые должны исполнить обязательства по договору и отработать в конкретном медицинском учреждении.

По данным Мурашко, в целом обязательства по договору целевого обучения выпускниками выполняются. Так, в 2022–2023 году по программе «вуз-регион» почти 70% выполнили свои обязательства, при том что часть выпускников специалитета продолжают обучение в ординатуре, отметил министр.

В 2023 году каждый третий окончивший ординатуру в медицинском вузе по целевому договору отказался от отработки. Из 7253 завершивших обучение выпускников 2006 не исполнили обязательства, сообщал «МВ». Аналогичная статистика есть о завершавших обучение в медицинских вузах по программам специалитета: из 8899 получивших дипломы о высшем образовании не выполнили обязательства 3466 человек.

В марте текущего года Минздрав разослал в регионы письмо с предложениями по совершенствованию кадровой политики в сфере здравоохранения. Планируется привлекать в медицинские вузы более мотивированных абитуриентов, а также усилить информационную работу с обучающимися в стране иностранцами для их трудоустройства в российские медучреждения.

Ректорам подведомственных вузов Минздрав рекомендовал провести «мониторинг отчисления обучающихся (в разрезе курсов и уровней образования), проанализировать причины» и подготовить предложения по минимизации рисков незавершения обучения по образовательным программам высшего медицинского образования. Кроме того, руководители вузов должны оценить «целесообразность введения обязательного дополнительного вступительного испытания профильной направленности для поступающих на обучение по программам специалитета, чтобы принимать на обучение наиболее подготовленных абитуриентов». Также от них ждут предложения по популяризации маловостребованных у студентов специальностей ординатуры.

С 1 мая 2024 года изменились правила заключения договоров на целевое обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Договором может предусматриваться условие о прохождении гражданином практической подготовки у заказчика или у работодателя и индивидуальном сопровождении гражданина представителем заказчика или работодателя — наставником. Также заказчик может установить требования к успеваемости студента. После завершения обучения выпускник будет обязан отработать в организации, которая выступила заказчиком обучения, минимум три года, максимум пять лет.

В Госдуме готовится законопроект, направленный на повышение качества медицинского образования. Роль Минздрава в этой сфере усилится — планируется, что ведомство будет согласовывать объемы подготовки медработников по направлениям даже с частными университетами.

https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-gotovit-novye-izmeneniya-v-pravila-celevogo-nabora.html

ФОМС расширит области применения ИИ в лучевой диагностике за счет средств ОМС

ФОМС и Минздрав планируют расширить применение искусственного интеллекта в анализе лучевых исследований за счет средств ОМС. Рассматривается включение в Программу госгарантий тарифов на чтение флюорограмм и томограмм с помощью нейросетей.

Федеральный фонд ОМС (ФОМС) и Минздрав рассматривают возможность включения в Программу государственных гарантий (ПГГ) описания флюорографии грудной клетки и компьютерной томографии головного мозга с использованием искусственного интеллекта (ИИ), сообщил ТАСС глава ФОМС Илья Баланин

По его словам, расширение применения ИИ будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи, а также снижению нагрузки на медработников и систему здравоохранения. «Поэтому ФОМС вместе с Минздравом оценивает возможности тиражирования в реальную практику технологий искусственного интеллекта», — сообщил глава фонда.

Баланин добавил, что для ФОМС развитие и использование ИИ в медицине, особенно в области диагностики рака молочной железы, — приоритет. По его данным, с начала года проведено более 300 тыс. исследований маммографических снимков с использованием искусственного интеллекта.

ИИ помогает врачу быстрее и точнее ставить диагнозы, прогнозировать заболевание и назначать наиболее эффективное лечение, считает глава ФОМС.

Проведение маммографии с использованием ИИ в качестве второго мнения включено в ПГГ с 2024 года. За январь в поликлиниках было проведено 65 тыс. таких исследований, приводил цифры в марте Баланин.

В ПГГ на 2024—2026 годы говорится, что тариф на оплату маммографии с использованием ИИ «не должен превышать размер тарифа на оплату маммографии обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм» — 1843,6 руб. Такое исследование проводится в рамках диспансеризации один раз в два года.

Тариф ОМС на анализ лучевых исследований с помощью нейросетей, а именно на услугу «Описание и интерпретация данных маммографического исследования с использованием искусственного интеллекта», впервые был установлен в Москве в 2023 году, сообщал «МВ» — тогда одно такое исследование оценивалось в размере 239 руб.

В апреле текущего года в поликлиниках Москвы стартовал эксперимент по анализу рентгенологических исследований без участия врача. Для услуги с применением ИИ установлен отдельный тариф ОМС, сообщал мэр столицы Сергей Собянин. Размер тарифа он не раскрыл.

https://medvestnik.ru/content/news/FOMS-rasshirit-oblasti-primeneniya-II-v-luchevoi-diagnostike-za-schet-sredstv-OMS.html

Счетная палата проведет проверку системы обязательного медицинского страхования

Счетная палата РФ в этом году проведет аудит системы обязательного медицинского страхования, обеспеченности льготными лекарствами и сферы ЖКХ. Об этом на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказала «Российской газете» заместитель Председателя Счетной палаты  Галина Изотова.

«Буквально в июле мы будем подводить итоги аудита эффективности расходования средств системы обязательного медицинского страхования. Будем смотреть тарифы медорганизаций» — сказала она.

Также, по ее словам, Счетная палата приступила к мероприятию по оценке обеспеченности льготным препаратами граждан Российской Федерации.

Кроме того, большой набор мероприятий Счетной палаты связан с развитием или поддержкой отрасли промышленности, технологическим суверенитетом, инвестиционной деятельности».

Ещё около десяти проверок связаны с отраслью жилищно-коммунального хозяйства, в том числе вопросами водоотведения, обеспечения электроэнергией. «Очень значимая проверка, на наш взгляд, касается поручения Президента о проверке программы переселения из ветхого и аварийного жилья», — добавила Галина Изотова.

Всего в перечне мероприятий на этот год числится более 400 проверок, из них две трети — это проверки в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации, то есть проверки исполнения бюджета, проектировок, а все оставшиеся, а их в плане 178 мероприятий, — это тематические проверки которые формируюся по поручению Президента РФ, парламента, пояснила Галина Изотова. «Из 178 проверок 40 уже завершены. До конца года будут завершены оставшееся», — добавила замглавы Счетной палаты.

Отвечая на вопрос об обеспечении населения лекарствами, Галина Изотова отметила, что Правительством РФ принимаются действительно эффективные меры в этой сфере. «Мы видим, как меняется состояние дел, видим, что на 35% за два года вырос объем регистрации и перерегистрации производимых новых препаратов. По новым препаратам, которые в последние годы мы закупали на Западе, уже в большей степени приходят на рынок наши российские и замещают импортные препараты. Это, конечно изменит ситуацию и со стоимостью лекарств», — отметила Галина Изотова.

Также на протяжении последних лет Счетная палата ставит вопрос о задолженности медицинских организаций за лекарства. «Этот вопрос у нас в повестке, — сказала Галина Изотова. По ее словам, в целом по итогам 2023 года доля отстроченных рецептов невелика — 0, 01%. Но если взять в разрезе субъектов РФ, то есть регионы, где эта доля выше. Например, Республика Коми, здесь доля отсроченных рецептов составляет 0,34%. «У наших граждан должно быть четкое понимание, что если в аптеке сегодня нет препарата, рецепт на который он получил, то в течение десяти дней он должен быть этим лекарством обеспечен», подчеркнула Галина Изотова.

https://rg.ru/2024/06/07/schetnaia-palata-provedet-proverku-sistemy-obiazatelnogo-medicinskogo-strahovaniia.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Добавить комментарий