Как меняется порядок допуска к медицинской деятельности в этом году?

Как меняется порядок допуска к медицинской деятельности в этом году?

Интервью директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяны Семеновой журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах». Главные темы беседы – аккредитация медицинских работников и допуск медиков к осуществлению профессиональной деятельности.

Еще при принятии Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был предусмотрен переход с 2016 г. на новую систему допуска медработников к профессиональной деятельности. До этого основой допуска было наличие сертификата специалиста.

Это не просто замена названий, а принципиально новая система, которая должна продемонстрировать, что у врача достаточно профессионализма, чтобы заниматься тем или иным видом деятельности. Поэтому мы пришли к выводу, что внедрять систему аккредитации необходимо поэтапно. 29 декабря 2015 г. В. В. Путин подписал поправки к 323-му закону, которые делегируют Министерству здравоохранения РФ право определять этапность внедрения процедуры аккредитации.

В 2016 г. она коснется выпускников, которые заканчивают обучение в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Реализация стандартов была начата в 2011 г., а пятилетний срок обучения предусмотрен для стоматологов и провизоров. Поэтому этим летом выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов будет первыми, кто пройдет процедуру аккредитации.

Недавно В. И. Скворцова сказала, что готовится нормативный акт о том, что молодые врачи должны будут отработать определенный срок в государственных медицинских организациях. Планируется ли вернуть распределение выпускников вузов? Это как-то связано с аккредитацией?

В 323-м законе предусмотрена норма, что такой уровень послевузовского профессионального образования, как интернатура, завершает свое существование в 2016 г. В связи с этим с помощью процедуры аккредитации мы сможем допустить выпускников медицинских вузов на определенные должности без постдипломного обучения.

Отмечу, что новый федеральный образовательный стандарт направлен на выработку компетенций, которые позволяют работать самостоятельно — пусть и под наблюдением старших товарищей и заведующих отделениями. Фактически, программа 6-го курса пересматривается в сторону возврата субординатуры, когда есть много практики.

Безусловно, это поможет решению кадровой проблемы, но все же это не первоочередная задача. В системе здравоохранения сохраняется кадровый дисбаланс, и он намного более чувствителен, чем истинный дефицит кадров. К сожалению, никто не мечтает работать поликлиническим терапевтом или поликлиническим педиатром, после окончания вуза все стараются попасть в стационар. Поэтому есть дисбаланс между уровнями оказания медицинской помощи.

То, о чем говорила Вероника Игоревна, — это механизм, который не повторяет систему государственного распределения, которая была раньше, но очень на нее похожа. Это целевое обучение и последующее распределение выпускников на конкретные рабочие места, в основном в первичном амбулаторном звене.

А сколько они должны будут отработать?

Пока мы обсуждаем трехлетний период работы в первичном звене.

Я предполагаю, что мы ограничим, на какие должности можно будет допустить выпускников. Но еще раз повторюсь, что это будет жесткий допуск через процедуру аккредитации.

Что это за процедура?

На сегодняшний день разработан проект приказа Минздрава, в котором мы выделили три уровня аккредитации. Они последовательные: непрохождение одного уровня не позволяет перейти к следующему.

Первичная аккредитация — для выпускников по программам специалитета. Именно она ждет нас в ближайшие два года: в 2016-м — для стоматологов и провизоров и в 2017-м — для всех остальных выпускников.

Что она включает в себя? Первое — это выполнение тестовых заданий, которые подготовлены профессиональным сообществом. Сами задания уже опубликованы на сайте Министерства здравоохранения, их можно распечатать и изучить. Это большой перечень — более 3 тыс. тестов по одной специальности.

Кроме того, на сайте Методического центра по поддержке проведения аккредитации есть возможность пройти репетиционный экзамен. Идея состоит в том, что программа автоматически подбирает набор тестов для конкретного обучающегося.

Второе — это структурированный симуляционный экзамен, который проводится по единым требованиям. Это демонстрация практических навыков в симулированных условиях: например, у стоматологов — экстракция зуба, восстановление пломбы и т. д.

И последнее — решение клинических кейсов. Здесь большую роль играет аккредитационная комиссия, которая состоит из представителей профессионального сообщества, представителя работодателя и представителя образовательного сообщества.

А представители работодателей — это кто?

Это могут быть представители профсоюзных организаций, главные врачи, просто авторитетные специалисты.

Формирование аккредитационных комиссий — это функция Минздрава, и мы начали этим заниматься. Мы запросили регионы, чтобы в наш адрес направили предложения. Потом проведем короткий курс обучения по процедурным вопросам.

Тесты, о которых Вы говорите, сформированы по новым профессиональным стандартам?

По техническим причинам, многие профессиональные стандарты пока находятся в стадии проекта, хотя уже прошли этап общественного обсуждения. В них перечислены обобщенные трудовые функции и конкретные трудовые действия. Конечно, тесты все это учитывают.

Уже есть программное обеспечение, и мы планируем провести всероссийскую репетиционную аккредитацию. Вероятно, это произойдет в первых числах апреля. Для каждого участника будет сформирован индивидуальный тест — из тех вопросов, которые можно полностью посмотреть сегодня. На эти ответы мы отводим примерно 1,5 часа.

Что касается структурированного экзамена, то здесь есть некоторые ограничения. Есть перечни компетенций, которые нужно продемонстрировать, но во время экзамена задача может быть поставлена по-разному. Ее выполнение должен оценивать эксперт, это более трудоемко. И на экзамене большое значение имеет время: если человек не справился за отведенные ему 5 или 10 минут, то он не сдал экзамен.

Как будут допускать к медицинской деятельности тех, кто давно работает? […]

Читать интервью полностью в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» >>

Добавить комментарий