Из архива ВП: Здравоохранение региона нужно лечить.
Здравоохранение региона нужно лечить.
21 марта 2013 года в состоялся круглый стол по вопросам развития системы здравоохранения региона.
В заседании круглого стола, организованного региональной Общественной палатой,приняли участие: заместитель председателя правительства Калининградской области А.Н.Силанов, министр здравоохранения Калининградской области В.А.Вольф, Председатель КРОО «Врачебная палата» Т.Н.Серых и исполнительный директор Н.И. Иванаев, руководители ряда учреждений здравоохранения области, депутаты Калининградской областной Думы, представители областной организации профсоюзов работников здравоохранения, общественных организаций Калининградской области.
В ходе заседания развернутый анализ состояния калининградского здравоохранения с конкретными предложениями по налаживанию его работы сделал исполнительный директор КРОО «Врачебная палата» Н.И. Иванаев.
«Задача повышения качества оказания медицинской помощи и ее доступности стоит не только перед Калининградской областью.Уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощикак в целом по стране, так и в нашей области крайне низкий, в большинстве регионов он составляет около 20%. Вицепрезидент общероссийской лиги защиты прав пациентов А.В. Саверский считает, что около 70% жалоб пациентов связаны с системными причинами, что само по себе показательно. То есть, главный защитник пациентов констатирует, что львиная доля проблем здравоохранения может быть решена не на уровне больницы и поликлиники, а на уровне государственном.
Врачебная палата выделяет следующие основные проблемные точки в развитии здравоохранения:
Во-первых, в области законодательства до настоящего времени не решенцелый ряд застарелых вопросов:
— врач до настоящего времени так и не стал субъектом права;
— не решен вопрос распределения выпускников медицинских ВУЗов;
— врачебное сообщество не наделено функциями по допуску и запрету исполнения врачебной специальности.
В тех странах, где эти вопросы решены, уровень удовлетворенности качеством медицинской помощи достигает 80%. У нас наоборот.
Во-вторых.Не решены проблемы, относящиеся к компетенции исполнительной власти:
— не создан фонд страхования от врачебной ошибки;
— до сих пор не разработана программа привлечения специалистов из других регионов;
В третьих.Проблемы организации оказания медицинской помощи. Нет отвечающей современным требованиям электронной медицинской системы записи на прием к врачу. Существующая система часто дает сбои, что вызывает справедливое возмущение пациентов. Создается новый виток недовольства, который неправомерно адресован врачам.
В то же время нужно отметить, что внедрение в медицинскую жизнь таких новшеств как киоски очередности с выдачей талонов на врачебный прием, установка камер видеонаблюдения не решит проблемы улучшения качества медицинской помощи, так как при существующей нагрузке на врача удовлетворить потребность в медицинской помощи в принципе не возможно. Для этого нужны системные решения.
В четвертых.Требует своего решения такая системная проблема, как подготовка кадров.Последипломное медицинское образование в свете 94ФЗ стало большой проблемой, так как в течение квартала на обучение медучреждение может затратить не более 100 тыс.руб. По нынешним ценам это максимум 2 специалиста. В то же время при отсутствии в штате ряда специалистов невозможно получить лицензию на медицинскую деятельность.
Часть нагрузки по организации последипломного медицинского образования взяла на себя «Врачебная палата». За 2012 и 2013 гг. прошли курсы повышения квалификации 823 врача.У нас имеется значительный потенциал в организации этой работы, и мы готовы расширить свое участие в вопросе последипломной подготовки.
В пятых. Кадровый дефицит. Опять же нехватка кадров – головная боль для здравоохранения всей страны, но наша территория и здесь в лидерах.
Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения по РФ составляет (в 2010 г.) 44.1,Калининградская – 29.0. Ниже только Чеченская Республика – 24.1, Курганская обл. – 24.5, Ингушетия — 24.9.
Скорость снижение обеспеченности средним медицинским персоналом самые выраженные в Калининградской области – 23.3%, в Чеченской Республике – 17.6%.
Самые низкие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом (менее 80 на 10 тыс.населения) в Приморском крае – 67.6, в Калининграде — 65.0.
В процессе оказания медицинской помощи большое значение имеет соотношение числа средних медработников к врачам: В РФ оно равно 2.15, в Калининграде — 2,23, в то время как в Канаде и Ирландии 4.5.
Не думаю, что увольнение того или иного специалиста, замена главных врачей, установка автоматов по выдаче номерных талонов в очереди, видеокамер и прочие такого рода внешне эффектные помогут решить стоящие перед здравоохранением задачи. Здесь необходим государственный подход и политическая воля.
На наш взгляд в первоочередном порядке необходимо:
- Разработать региональную целевую программу привлечения кадров, предусматривающую достаточную социальную защиту врачей.
- Разработать и принять Закон Калининградской области «О врачебном самоуправлении».
- Изучить возможность передачи функций страховых медицинских организаций Территориальному фонду ОМС.
- Выполнить требования резолюции 2-го съезда медицинских работников КО от 29 мая 2010 г. Сайт- cgb39 – раздел врачебная палата
- Внести поправки в федеральный закон об охране здоровья граждан изменения, относящие врача к субъекту права.
- Пересмотреть систему контроля качества медицинской помощи.
- Отменить лимиты средств обязательного медицинского страхования (100 тыс.руб.) на приобретение медицинского оборудования».
Руководитель рабочей группы по здравоохранению Общественной палаты В.Е. Аменицкий предложил наладить постоянный мониторинг количественного и качественного состава медицинских кадров региона;отметил, что важной задачей является создание стройной системы подготовки управленческих кадров, а также кадрового резерва на руководящие должности, предложил ввести конкурсное назначение на должности руководителей учреждений здравоохранения всех уровней;предложил создать систему общественного контроля за деятельностью полномочных властных структур в здравоохранении, например, обязательное участие представителей работников учреждений (профсоюзных организаций, общественных организаций) в работе органов Территориального фонда ОМС, ТФ ОСС, методических и иных советов и комиссий по введению и реализации различного рода преобразований и реформ.
Председатель Калининградской областной Организации профсоюза работников здравоохранения И.Л.Сергутко предложила доработать, совместно с профсоюзом и другими общественными организациями, разрабатываемую министерством здравоохранения областную целевую программу по улучшению кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, и включить в нее комплекс мер по довузовской профориентации школьников на медицинские специальности,повышению социальной защищённости работников здравоохранения Калининградской области. А также включить в программу обеспечение социальных гарантий медицинским работникам, такие как: обеспечение жильем, включаяприменениемеханизмаквотированиярабочихместмолодымспециалистам с предоставлениемслужебногожилья, льготное ипотечное кредитование, разработкасоциальногопакетадляработниковздравоохранения, включающийтакиенаправлениякак: льготноелекарственноеобеспечение, санаторно-курортноелечение,внеочередное получениевысокотехнологичноймедицинскойпомощи, компенсациякоммунальныхуслугне только населе, но и в городе.
В ходе обсуждения поднимались также вопросы финансирования, ресурсного обеспечения регионального здравоохранения. Высказывалось мнение о том, что переход отрасли на подушевой механизм финансирования с фондодержанием не привел к большим позитивным результатам. В частности, сомнительным выглядит перевод на одноканальное финансирование учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях.
Поднимался вопрос о создании маммологического центра, развития педиатрической службы области, а также ряд других вопросов развития регионального здравоохранения. В обобщающем выступлении Т.Н.Серых подчеркнула важность поднятых тем для обсуждения и сказала о необходимости регулярного проведения таких встреч. По ее словам так же необходимо возобновить работу общественного Совета по здравоохранению при Губернаторе.
Заместитель председателя Правительства Калининградской области А.Н. Силанов в своем выступлении отметил наличие проблем в отрасли, предложив решать задачи улучшения качества медицинской помощи совместными усилиями.
Подводя итог встречи, Председатель Общественной палаты Калининградской области Г.Д. Чмыхов высказался в том духе, что в целом, реформа в здравоохранении не оправдала надежд и еще предстоит большая работа по приведению системы к состоянию, отвечающему современным требованиям..