Из архива ВП: Здравоохранение региона нужно лечить.

Здравоохранение региона нужно лечить.

21 марта 2013 года в состоялся круглый стол по вопросам развития системы здравоохранения региона.

 

В заседании круглого стола, организованного региональной Общественной палатой,приняли участие: заместитель председателя правительства Калининградской области А.Н.Силанов, министр здравоохранения Калининградской области В.А.Вольф, Председатель КРОО «Врачебная палата» Т.Н.Серых и исполнительный директор Н.И. Иванаев, руководители ряда учреждений здравоохранения области, депутаты Калининградской областной Думы, представители областной организации профсоюзов работников здравоохранения, общественных организаций Калининградской области.

В ходе заседания развернутый анализ состояния калининградского здравоохранения с конкретными предложениями по налаживанию его работы сделал исполнительный директор КРОО «Врачебная палата» Н.И. Иванаев.

«Задача повышения качества оказания медицинской помощи и ее доступности стоит не только перед Калининградской областью.Уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощикак в целом по стране, так и в нашей области крайне низкий, в большинстве  регионов он составляет около 20%. Вицепрезидент общероссийской лиги защиты прав пациентов А.В. Саверский считает, что около 70% жалоб пациентов связаны  с системными причинами, что само по себе показательно. То есть, главный защитник пациентов констатирует, что львиная доля проблем здравоохранения может быть решена не на уровне больницы и поликлиники, а на уровне государственном.

Врачебная палата выделяет следующие основные проблемные точки в развитии здравоохранения:

Во-первых, в области законодательства до настоящего времени не решенцелый ряд застарелых вопросов:

— врач до настоящего времени так и не стал субъектом права;

— не решен вопрос распределения выпускников медицинских ВУЗов;

— врачебное сообщество не наделено функциями по допуску и запрету исполнения врачебной специальности.

В тех странах, где эти вопросы решены, уровень удовлетворенности качеством медицинской помощи достигает  80%. У нас наоборот.

Во-вторых.Не решены проблемы, относящиеся к компетенции исполнительной власти:

— не создан фонд страхования от врачебной ошибки;

— до сих пор не разработана программа привлечения специалистов из других регионов;

В третьих.Проблемы организации оказания медицинской помощи. Нет отвечающей современным требованиям электронной медицинской системы записи на прием к врачу. Существующая система часто дает сбои, что вызывает справедливое возмущение пациентов. Создается новый виток недовольства, который неправомерно адресован врачам.

В то же время нужно отметить, что внедрение в медицинскую жизнь таких новшеств как киоски очередности с выдачей талонов на врачебный прием, установка камер видеонаблюдения не решит проблемы улучшения качества медицинской помощи, так как при существующей нагрузке на врача удовлетворить потребность в медицинской помощи в принципе не возможно. Для этого нужны системные решения.

В четвертых.Требует своего решения такая системная проблема, как подготовка кадров.Последипломное медицинское образование в свете 94ФЗ стало большой проблемой, так как в течение квартала на обучение медучреждение  может затратить не более 100 тыс.руб. По нынешним ценам это максимум 2 специалиста. В то же время при отсутствии в штате ряда специалистов невозможно получить лицензию на медицинскую деятельность.

Часть нагрузки по организации последипломного медицинского образования взяла на себя «Врачебная палата». За 2012 и 2013 гг. прошли курсы повышения квалификации 823 врача.У нас имеется значительный потенциал в организации этой работы, и мы готовы расширить свое участие в вопросе последипломной подготовки.

В пятых. Кадровый дефицит. Опять же нехватка кадров – головная боль для здравоохранения всей страны, но наша территория и здесь в лидерах.

Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения по РФ составляет (в 2010 г.) 44.1,Калининградская – 29.0. Ниже только Чеченская Республика – 24.1, Курганская обл. – 24.5, Ингушетия — 24.9.

Скорость снижение обеспеченности средним медицинским персоналом самые выраженные в Калининградской области – 23.3%, в Чеченской Республике – 17.6%.

Самые низкие показатели обеспеченности средним медицинским персоналом (менее 80 на 10 тыс.населения) в Приморском крае – 67.6, в Калининграде — 65.0.

В процессе оказания медицинской помощи большое значение имеет соотношение числа средних медработников к врачам: В РФ оно равно 2.15, в Калининграде  — 2,23, в то время как в Канаде и Ирландии 4.5.

Не думаю, что увольнение того или иного специалиста, замена главных врачей, установка автоматов по выдаче номерных талонов в очереди,  видеокамер и прочие такого рода внешне эффектные помогут решить стоящие перед здравоохранением задачи. Здесь необходим государственный подход и политическая воля.

На наш взгляд в первоочередном порядке необходимо:

  1. Разработать региональную целевую программу привлечения кадров, предусматривающую достаточную социальную защиту врачей.
  2. Разработать и принять Закон Калининградской области «О врачебном самоуправлении».
  3. Изучить возможность передачи функций страховых медицинских организаций Территориальному фонду ОМС.
  4. Выполнить требования резолюции 2-го съезда медицинских работников КО от 29 мая 2010 г. Сайт- cgb39 – раздел врачебная палата
  5. Внести поправки в федеральный закон об охране здоровья граждан изменения, относящие врача к субъекту права.
  6. Пересмотреть систему контроля качества медицинской помощи.
  7. Отменить лимиты средств обязательного медицинского страхования (100 тыс.руб.) на приобретение медицинского оборудования».

Руководитель рабочей группы по здравоохранению Общественной палаты В.Е. Аменицкий предложил наладить постоянный мониторинг количественного и качественного состава медицинских кадров региона;отметил, что важной задачей является создание стройной системы подготовки управленческих кадров, а также кадрового резерва на руководящие должности, предложил ввести конкурсное назначение на должности руководителей учреждений здравоохранения всех уровней;предложил создать систему общественного контроля за деятельностью полномочных властных структур в здравоохранении, например, обязательное участие представителей работников учреждений (профсоюзных организаций, общественных организаций) в работе органов Территориального фонда ОМС, ТФ ОСС, методических и иных советов и комиссий по введению и реализации различного рода преобразований и реформ.

Председатель Калининградской областной Организации профсоюза работников здравоохранения И.Л.Сергутко предложила доработать, совместно с профсоюзом и другими общественными организациями, разрабатываемую министерством здравоохранения  областную целевую программу по улучшению кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, и включить в нее комплекс мер по довузовской профориентации школьников на медицинские специальности,повышению социальной защищённости работников здравоохранения Калининградской области. А также включить в программу обеспечение социальных гарантий медицинским работникам, такие как: обеспечение жильем, включаяприменениемеханизмаквотированиярабочихместмолодымспециалистам с предоставлениемслужебногожилья, льготное ипотечное кредитование, разработкасоциальногопакетадляработниковздравоохранения, включающийтакиенаправлениякак: льготноелекарственноеобеспечение, санаторно-курортноелечение,внеочередное получениевысокотехнологичноймедицинскойпомощи, компенсациякоммунальныхуслугне только населе, но и в городе.

В ходе обсуждения поднимались также вопросы финансирования, ресурсного обеспечения регионального здравоохранения. Высказывалось мнение о том, что переход отрасли на подушевой механизм финансирования с фондодержанием не привел к большим позитивным результатам. В частности, сомнительным выглядит перевод на одноканальное финансирование учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях.

Поднимался вопрос о создании маммологического центра, развития педиатрической службы области, а также ряд других вопросов развития регионального здравоохранения. В обобщающем выступлении Т.Н.Серых подчеркнула  важность поднятых тем для обсуждения и сказала о необходимости регулярного проведения таких встреч. По ее словам так же необходимо возобновить  работу общественного Совета по здравоохранению при Губернаторе.

Заместитель председателя Правительства Калининградской области А.Н. Силанов в своем выступлении отметил наличие проблем в отрасли, предложив решать задачи улучшения качества медицинской помощи совместными усилиями.

Подводя итог встречи, Председатель Общественной палаты Калининградской области Г.Д. Чмыхов высказался в том духе, что в целом, реформа в здравоохранении не оправдала надежд и еще предстоит большая работа по приведению системы к состоянию, отвечающему современным требованиям..